Школьная жизнь: Короли и их капуста

 Школьная жизнь 
Завершаются школьные каникулы, ученики скоро вновь окунутся в свою школьную жизнь с её трудностями – и не всегда эти трудности исключительно учебные. Хватает проблем и в отношениях между одноклассниками. Собственно, они зачастую и определяют всю школьную жизнь ребёнка и его способность стать успешным взрослым. Умение разрешать конфликты со сверстниками даёт ребёнку полезный навык, который будет важен в течение всей его жизни.

Один из конфликтов, возникающих между детьми в классе, – это травля одного или нескольких учеников остальными. В чем может быть причина и как можно уладить этот конфликт?

Короли и шуты

Чтобы ответить на вопрос о причинах конфликта, нужно разобраться с тем, как устроен коллектив, ведь школьный класс – это, конечно же, коллектив, или группа людей, собранных вместе. Как и любая случайным образом созданная группа, школьный класс через некоторое время «расслаивается», и дети начинают исполнять определенные роли. Через некоторое время в нём непременно появится лидер, группа поддержки лидера, антилидер, козел отпущения, шут и др. Может возникнуть и более сложная схема взаимоотношений, при которой появится несколько группировок, каждая со своим лидером и паствой. То, как распределяются роли, во многом зависит от индивидуальных особенностей детей. То есть потенциальный шут вряд ли станет королем, но, как правило, ему это и не нужно: смешной толстяк или «ботаник» может выбрать эту роль интуитивно, избегая злых насмешек и травли, сам предлагая посмеяться над собой и своими проделками, – так он может стать даже тайным лидером класса, сплачивая исподволь, а не прямыми и категоричными лидерскими указаниями.

Причина – в системе ценностей

Причина этого конфликта кроется в разнице систем ценностей – лидера и поддерживающих его детей и «несогласного» или «непохожего», который и намечается в жертву для травли. Каждый лидер не просто окружает себя группой поддержки, он прежде всего устанавливает свою систему ценностей и требует безусловного её принятия окружающими. Причем, как правило, строго следит за ее соблюдением. Дело доходит до самых абсурдных, с точки зрения взрослого, понятий (детям вообще более свойственна категоричность). Например, лидер определяет, какой фильм всем нужно смотреть, так как он «клёвый» и «просто отпад», а какой не стоит, так как он «фуфло» и «стрёмный». Те, кто поддерживает систему ценностей лидера, образуют его группу поддержки. И от системы ценностей лидера во многом зависит, как будут относиться к тем детям, кто не войдёт в группу поддержки. Лидер может великодушно позволить существовать «отщепенцам» на неком отдалении, а может устроить им травлю. Кстати, часто для того, чтобы быть принятым в группу, нужно пройти ритуал участия в травле указанного лидером козла отпущения. Отказавшегося участвовать в подобной экзекуции нередко самого ждёт участь козла отпущения. И тут ребенку приходится делать трудный нравственный выбор – принять групповую этику или найти в себе силы, чтобы отстоять право на личную систему ценностей.

Что делать?

Родители могут, конечно, попробовать найти школу или класс, где царит добрый лидер, и избавить ребенка от этого выбора. Но, с другой стороны, это палка о двух концах, ведь школа для ребенка – это место, где он не только получает знания, но и где вырабатывает свою ролевую модель поведения, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь. И умение преодолевать конфликтные ситуации – очень важная задача, стоит попробовать найти путь выхода из неё там, где она появилась. В любом случае, если возник факт травли, то это означает, что ценности ребенка отличаются от большинства и у него есть проблема с уверенностью в себе, в своих силах. И, возможно, чтобы решился конфликт, достаточно найти ту сферу, где он может утвердиться. Причем необязательно эта сфера должна быть частью школьной жизни. Это могут быть занятия в кружке или поиск друзей вне школы. Страшно только полное отсутствие такой жизненной сферы, в которой ребенок мог бы почувствовать свою значимость. Если же такая сфера жизни найдена и ребенок почувствовал уверенность в себе, то уже не так важно, будет ли цениться это в классе или нет. Вполне достаточно может быть того, что поднялась самооценка ребенка и у него хватило сил, чтобы отстоять свое право на уважение – и самоуважение.

Елена Нестерова

Яндекс.Метрика